Создание Интернет-сайта

Великое вино или контрабандная история бренда «Вдова Клико»

О том как вдова Клико реформировала медленное и расточительное производство шампанского, сделав ставку на Россию и не прогадала.

Винный дом Veuve Clicquot («Вдова Клико») – всемирно известная компания-производитель шампанских вин и название самого изысканного в мире шампанского, обладающего легким пьянящим ароматом лучших сортов винограда, собранных в самом сердце Шампани. Компания находится во французском Реймсе, основана в 1772 году Филиппом Клико-Муирон. А вдова Клико сыграла важнейшую роль в становлении шампанского как любимого изысканного напитка европейской знати и буржуазии, о котором А.С. Пушкин написал: «…Вдовы Клико благословенное вино в бутылке мерзлой для поэта на стол тотчас принесено...»

 

Скучный текстиль против изысканного вина

Николь Барбье (в девичестве  Понсарден) родилась в 1777 году в Реймсе, в семье богатого текстильного промышленника, незадолго до Французской революции. По соседству с особняком, в котором выросла Барб-Николь, – «Отелем Понсардена» – обитало семейство Клико. Папаша Филипп Клико владел успешным текстильным делом и был основным конкурентом отца нашей героини. Стремясь укрепить силу своих предприятий, Понсарден и Клико заключили совершенно обычную для бизнесменов XVIII века сделку: поженили своих детей. Франсуа Клико был молод и полон жизни, а текстильное дело казалось ему скучным. Его, к неудовольствию отца, больше привлекало виноделие. На тот момент продажа игристого белого вина занимала весьма небольшую часть бизнеса Филиппа Клико. Начиналась эпоха Наполеоновских войн, и Филипп не видел в вине надежного источника доходов. Тем не менее, Франсуа стоял на своем и вместе с молодой женой приступил к изучению нового для себя ремесла. Несмотря на то, что пара вкладывала в дело всю душу, Филипп Клико оказался прав: бизнес забуксовал и оказался на грани закрытия. В 1805 году, шесть лет спустя после свадьбы, Франсуа внезапно свалила лихорадка, и через 12 дней его не стало. Отец Франсуа Филипп объявил безутешной вдове, что к концу года с вином будет покончено.

 

Николь Барбье Клико – одна из первых бизнес-леди

Барб-Николь не собиралась сдаваться, и смело предложила свекру вложить в винное дело круглую сумму под залог ее наследства. Филипп выдвинул встречное условие: Барб-Николь должна стать подмастерьем, и бразды правления ей будут вручены только в том случае, если она докажет свою состоятельность. Так она стала учеником известного винодела Александра Фурно и на протяжении четырех лет пыталась возродить умиравшее дело.

И опять, как и в прошлый раз, у нее ничего не вышло. По окончании ученичества положение было столь же плачевным. И тогда Барб-Николь второй раз попросила у свекра денег, и Филипп Клико, обладавший поистине дьявольским чутьем, вновь согласился. Именно в то время, когда она пребывала на грани банкротства, в ее подвалах зрело вино, которому суждено было стать легендарным винтажем 1811 года…

Чтобы избежать позора, Барб-Николь решается на отчаянный шаг. Каким-то чудом она приходит к мысли, что по окончании Наполеоновских войн в России станет востребованным вино именно по ее фирменному рецепту. А делала она исключительно сладкое шампанское – почти 300 г (!) сахара на бутылку (примерно вдвое слаще, чем современные десертные вина вроде сотерна).

Рынок шампанского в то время был очень маленьким, но русские действительно интересовались винами из этой французской провинции, и Барб-Николь понимала: если ей удастся застолбить многообещающий сегмент рынка, ее ждет успех. Из-за войны торговые пути оказались перерезаны, но Барб-Николь удалось контрабандой переправить значительное количество вина в Амстердам, где оно дожидалось заключения мира, и как только война закончилась, бутылки немедленно отправились в Санкт-Петербург.

 

Имя Клико прогремело на весь мир

Дальновидной француженке удалось на несколько недель опередить конкурентов. Уставший от тягот военного времени император Александр I во всеуслышание заявил, что впредь он будет пить только это вино, и его двор стал отправной точкой мирового рынка шампанского. В одночасье шампанское «Вдова Клико», дотоле занимавшее крошечную долю рынка, оказалось у всех на устах. Спрос на эту марку моментально вырос, и Барб-Николь столкнулась с новыми трудностями. Производство шампанского тогда было занятием медленным и расточительным, и наша героиня первой осознала, что процесс необходимо реформировать, иначе она не сможет удовлетворить спрос.

Шампанское изготавливается добавлением сахара и живых дрожжей в белое вино (вторичное брожение). Дрожжи съедают сахар, производя алкоголь и углекислый газ (вот откуда пузырьки). Проблема только одна: когда сахар заканчивается, дрожжи погибают, образуя неаппетитный осадок, а вино становится непрозрачным, что тоже не радует глаз. Обычно виноделы избавлялись от мертвых дрожжей многократным переливанием вина из бутылки в бутылку. На это уходило много времени, к тому же вино с растворенным в нем углекислым газом портилось от постоянного взбалтывания. Барб-Николь пришла к гениальному решению. Она избавилась от переливания, а перемешивание, благодаря которому дрожжи осаждались, сделала очень деликатным процессом. Бутылки клали вверх дном и время от времени поворачивали, чтобы дрожжи собирались у горлышка. Этот метод применяется до сих пор. Произошла революция: не только улучшилось качество шампанского, но и производить его теперь можно было гораздо быстрее. Конкуренты рвали и метали. Даже знаменитый Жан-Реми Моэт не мог догадаться, как у нее это получается.

В 1808 году Николь Барбье представила розовое шампанское «Вдова Клико». Благодаря придуманной Клико технологии «ремюажа» шампанское всего за три месяца избавлялось от осадка и становилось кристально прозрачным. Это значительно улучшило качество напитка и привело к настоящему финансовому успеху. Розовое шампанское было всегда дороже белых аналогов минимум раза в два. Это объяснялось сложностью технологического процесса: при производстве этого напитка нельзя «спрятать», «закамуфлировать» недочеты и ошибки винодела. К тому же выдерживают розовое шампанское обычно дольше его белых аналогов. В итоге розовое шампанское считается уделом эстетов, ценителей  тонкого, сложного вкуса.

Изобретение ремюажа привело к массовому производству предмета роскоши, который до той поры изготавливался кустарным способом в крошечным количествах. Барб-Николь первой приступила к экспорту вина по всему миру. В одном из писем, отправленных в преклонном возрасте, она поучала внучку: «Мир пребывает в постоянном движении, и нам надлежит изобретать будущее. Следует шагать впереди остальных, преисполнившись решимости и настойчивости, и да направит разум твою жизнь. Дерзай!»

Стоит поблагодарить эту женщину за розовое шампанское. Пусть ее нельзя было назвать милой, кокеткой, но у нее был живой ум и мужская хватка, что помогло ей поднять семейный бизнес до уровня известного мирового бренда «Вдова Клико».

 

 

Делитесь материалом в социальных сетях: