Средние баллы ЕГЭ по большинству предметов за последние годы практически не меняются. Однако уровень школьной подготовки абитуриентов существенно снизился. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего: «По общему уровню знаний она не соответствует той, которая нужна первокурснику в вузе».
Плюсы и минусы ЕГЭ
Пожалуй, единственным неоспоримым плюсом ЕГЭ можно назвать возможность поступления в несколько вузов одновременно.
Выпускники школ сдают ЕГЭ уже в десятый раз, начиная с 2009 года. Раньше, если абитуриент провалил экзамен, его посещали тяжелые мысли и сомнения, а что было бы, если бы он поступал не в этот, а другой вуз. Теперь можно подать документы сразу в несколько учебных заведений. Это, безусловно, хорошо, но только в электронном виде документы никто не принимает, и для того, чтобы подать документы желательно сделать это лично либо почтой. И так как на почту россияне обычно особо не рассчитывают, поездок со всеми вытекающими затратами избежать не получается.
Мы, как родители, тоже уже пережили не одно ЕГЭ вместе с нашими детьми. И мы можем оценить шансы на возможность поступить в самые элитные учебные заведения столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). На деле все оказывается не таким легким. У нашей дочери было не по 100 баллов (по предметам, необходимым для зачисления в ВУЗ), но около этого. Ознакомившись с информацией приемных комиссий, мы были почти уверены, что она сможет легко поступить. Но, когда увидели списки абитуриентов с рейтингом баллов, то оказалось, что в первой десятке дети, набравшие по 320 баллов (за 3 предмета!!!). Откуда взялись такие высокие оценки? Ведь максимальный балл – 100. Мало того, что они гении, они еще, видимо, и чемпионы олимпийских игр или герои России. И тут мы подошли к другим не менее важным позициям защитников ЕГЭ: коррупция и объективность оценки.
Сторонники ЕГЭ подчеркивают объективность оценок. Предполагается, что есть один список заданий и один вариант ответов на них, в силу чего предвзятое отношение полностью исключается. Кто-то еще со времен советской школы помнит, как могла учительница, по каким-то личным мотивам недолюбливавшая ученика, повлиять на решение всей экзаменационной комиссии. Уверяю вас, сейчас в школе тоже самое. Ребенок сдает ЕГЭ по русскому языку на 96 баллов, среднее арифметическое по оценкам получается «5», а учитель в аттестат ставит «4» только потому, что мама ребенка – филолог и периодически не соглашалась с мнением учителя. Да и как согласиться, если учитель исправляет ребенку слово бесписьменный на бесЬписьменный… И как может объективной считаться оценка знания произведения по тому, что ребенок не помнит какого цвета было платеь героини на балу?
Немало вопросов оставляет и балльная система оценки знаний учеников, где количество баллов зависит от самого задания. Есть десятки неадкватных заданий и таких же оценок к ним. А представьте, что для поступления на желаемый факультет вам не хватает 1-2-х баллов. Несправедливо? Да.
Защитники ЕГЭ не перестают утверждать, что удалось исключить коррупцию. Они убеждены, что теперь никто не сможет сказать, что экзамены куплены. Кстати, именно это стало основной причиной разработки такой меры, как единый экзамен. Впрочем, всегда есть те, кто знает, как списать ЕГЭ. Но все их доводы разбиваются, когда в списке поступивших значатся 120-бальники. Это ли не коррупция? Родители, купившие ЕГЭ, имеют деньги, чтобы обучать своих глуповатых чад, где угодно, но они покупают результаты, «засовывают» их на бюджетные места. Зачем они занимают чужие места, они все равно никогда не станут хорошими специалистами? На этот вопрос нет ответа. Но в результате, как и раньше, умные дети остаются за бортом.
Со всеми этими недостатками можно было бы согласиться и как-то наладить процесс, но есть самый главный недостаток тестовой системы в целом, который невозможно исправить – это отсутствие фундаментальности образования.
Подготовка же к самим экзаменам предполагает, что ученик заучивает правила. Речи о полете мысли и творческой искре уже не идет. Ученики, начиная готовиться с репетиторами к сдаче ЕГЭ, уже с пятого класса заучивают определенный алгоритм решения. К чему такая система получения знаний приводит? К тому, что уже во время первой сессии у студентов возникают проблемы. В школьных тестах есть, как правило, 4 варианта ответа, т.е. не надо его искать, думать. Вот он – перед глазами, только определи, какой больше подходит. На экзаменах в вузе нужно уметь формулировать устный ответ. Первый же экзамен показывает, что большинство вчерашних школьников не умеют говорить, ясно выражая свои мысли. Все, чему их научили – это выбирать между а), б), в) и г). А туманные расплывчатые школьные знания никак не могут помочь дать четкий и ясный ответ на вопрос из билета. Про отсутствие грамотности говорить даже не приходится. Человек, который сам ничего не пишет, а только выбирает, не может научиться грамотной речи по определению.
Многие студенты-первокурсники жалуются, что чувствуют барьер, когда пытаются выжать из себя мысли и сказать их вслух. ЕГЭ не дает учить детей мыслить, думать. Из этих детей вырастают взрослые, которые с трудом выходят за рамки, вбитые им учителями ради успешной сдачи ЕГЭ. Ведь высокие баллы на ЕГЭ – это всего лишь высокий рейтинг школы, от которого, в конечном счете, зависят зарплаты педагогического коллектива, а реальные знания тут ни при чем. По сути, это циничный менеджмент, призванный усреднять и оболванивать. В современной системе управления выгодно иметь много не особо смышленых работников, которые выполняют одну операцию и получают за это минимум средств. Зачем нужны умницы и профессионалы, они ведь не смогут подчиняться приказам, их ведь нельзя померить линейкой и поставить в общий строй?
Существует мнение, которое мы полностью разделяем, что нам не следовало ориентироваться на западные страны, поскольку это привело к потере Россией специфики своего образования, основной характеристикой которого была его фундаментальность. Действительно, вследствие утвердившегося в США упрощенного подхода к контролю знаний с применением тестов, составленных только из заданий на выбор правильного ответа из предложенных, американские университеты пришли к тому, что многие студенты не умеют конспектировать лекции и с трудом выполняют самостоятельные письменные работы.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что в некоторых заданиях учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит хода решения и не может оценить глубину знаний. Бесспорно, математические доказательства, умение пользоваться циркулем и линейкой, выразительное чтение стихотворений нельзя облечь в тестовую форму, поэтому тестирование нельзя назвать универсальным методом проверки знаний.
ДЛЯ СПРАВКИ:
История тестов на интеллект началась в 30-х годах ХХ века во Франции. Альфред Бине, придумавший подобные тесты для школьников, ставил целью не измерение уровня интеллекта, а выявление детей с низкими способностями, у которых могут возникнуть трудности в школе. Тесты Бине взяли на вооружение английские и американские психологи, и было дано понятие IQ (ай-кью) или коэффициент интеллекта. Изначально тесты применялись лишь для прогноза дальнейшей успеваемости детей в школе.
В России начало 30-х годов прошлого века стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Были допущены серьезные ошибки в практике их применения, что нанесло определенный ущерб школе (например, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки), а поэтому и было справедливо подвергнуто критике.
Вхождение России в Болонский процесс
Есть такое мнение, что ЕГЭ вводилось еще и для того, чтобы наши выпускники могли поступать и в вузы других стран. Для этого Российская Федерация вошла в число стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 года. Поставив свою подпись под Болонской декларацией, Россия обязалась до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Что ж, самое время наконец-то во всем разобраться.
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран (Онлайновая энциклопедия «Википедия»).
Основные пункты Болонского процесса:
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
5. Содействие изучению общеевропейских проблем.
Для того, чтобы стать полноправной участницей Болонского процесса Россия приняла «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». Как записано в «Концепции», одним их приоритетов должно стать новое современное качественное образование, которое может быть достигнуто через внедрение и использование тестовых методов контроля знаний учащихся. Тесты должны были дать возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что по мнению сторонников ЕГЭ они обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний.
Утверждалось, что без тестов невозможен переход к самому прогрессивному обучению учащихся на основе системы полного усвоения знаний, а проверка знаний должна быть объективной и давать сведения об итогах процесса обучения. Традиционная для нашей школы оценка учителя этим требованиям не отвечала. Отрицательное отношение большинства школьников к обычным видам контроля знаний объясняется, как правило, тем, что его результаты часто связаны с негативной оценкой их личности. Ежегодный тестовый контроль должен предоставить возможность каждому школьнику проверить свои знания по объективным критериям.
Подписав Болонскую декларацию, Российское правительство начало планомерное уничтожение существовавшего традиционного образования под благовидным предлогом: ЕГЭ позволит нашим абитуриентам и студентам приобщиться к единому европейского образовательному процессу. Только вот в большинство зарубежных вузов абитуриенты с российским аттестатом зрелости не принимаются: российский стандарт среднего образования считается лишь частично признаваемым на Западе.
К Болонской системе в России относятся крайне неоднозначно.
Виктор Садовничий, Ректор МГУ:
– Приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того. Знания выпускников, в частности по математике, оставляют желать лучшего. Мы отчисляем с мехмата на первом курсе 30-40 человек. Подготовка абитуриентов не соответствует той, которая нужна первокурснику в вузе. Но дело не столько в баллах по ЕГЭ, сколько в общем уровне знаний.
Ярослав Кузьминов, российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
– С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе, – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой – в вузах идет сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса: открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе. Это сопротивление — болезненный признак, российская система образования — одна из самых закрытых для потребителей в мире.
Сергей Комков, Президент Всероссийского фонда образования:
– Применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам.
Вместо послесловия
Дочка наших друзей рассказывала, как она в свое время сдавала ЕГЭ по истории. У нее был вопрос о том, какой экономист участвовал в какой-то реформе (уже точно не помнит какой). В ответах - 4 однофамильца с разными инициалами. Выходит, что люди с плохой памятью на инициалы не достойны высоких баллов и поступления в университет, это же самое важное в образовании!
Не любим мы раздавать советы, но здесь не удержались. Не стоит слишком доверять результатам тестов. Каким бы не был результат, помните, что разрабатывался тест не для вас лично, а для всех людей сразу. Поэтому разница между результатом и реальным положением вещей может быть достаточно значительной, и не стоит огорчаться! Напротив – это еще одно подтверждение того, что вы – уникальная личность, и у вас все получится!
Делитесь материалом в социальных сетях: