Почему сегодня нормой считается испытывать стресс на работе и может ли размер зарплаты побороть чувство отвращения от ИБД?
Знаете, в рекламно-офисном пространстве существует одна удивительная дилемма, которая радикально делит всех его работников на два противоположных лагеря. И, на первый взгляд, дело всего лишь в ударении. Первая группа, к которой мы относим и себя, произносит слово «маркетинг» по-русски, с ударением на букву «е», а вторая группа товарищей, считающая себя озаренной светом этой «науки», делает ударение на букву «а», при этом надменно взирает сверху вниз на «неверных». Все это сродни средневековым крестовым походам, когда, якобы в благих целях, людям прививалось христианство. Насаждать окружающим свою веру – это прямо смысл жизни всех чудо-маркетологов. Подобным персонажам нравится ощущение власти и собственной важности. На самом же деле, маркетинг как и политика – это всего лишь звенья матрицы, призванной держать неопределившихся людей в строгом подчинении. Попробуйте подчинить себе человека, имеющего свое собственное мнение, жизненный опыт и необходимую степень свободы – у вас ничего не выйдет. Пока люди боятся собственной свободы и ответственности, они уязвимы и словно зажаты в тисках. Но система начнет рушится сама, как только мы станем осознанными людьми. А до тех пор нам приходится верить в сказочный маркетинг и чудеса активных продаж, а еще платить зарплату чудакам с разноцветными маркерами, которые рисуют на доске забавные графички и обводят в кружочки важные слова. К сожалению, их уже не спасти, а у вас шанс еще есть.
Бесплатный совет руководителям – если в вашем офисе появился «человек с полномочиями» из второй группы, то готовьтесь к самому худшему. В первую очередь он разгонит всех умных и значимых, способных возражать и вести за собой, потом наберет бригаду «послушных», будет строчить отчеты согласно законам ИБД (Имитации Бурной Деятельности), пока вы вдруг, через год или два, не заметите, что вашему бизнесу грозят моральные и финансовые убытки, а то и вовсе банкротство. Возможно, это даже хорошо, словно ветрянкой в детстве переболеть. Потому что, чем позже это пришествие случается, тем тяжелее последствия. Однако основная проблема в том, что в результате подобных экспериментов руководители получают лишь полезный урок, в то время как многие их работники едва справляются с внезапным ударом.
Рынок труда непрерывно меняется
Грустно, но многие соискатели и сами стали привыкать к пренебрежительному отношению к себе. Зачастую работодатель набирает работников с помощью HR-специалистов, которые, как правило, «ни сном ни духом» в вопросах конкретного производства, и делают выводы согласно набору стандартных пунктов в резюме. Самих людей никто не видит, их берут на работу как дворовых собак и также выгоняют, потому что считают, что всегда можно найти другую «собаку», которая будет меньше есть и громче лаять. Не тут-то было! Это как раз и есть огромное заблуждение современных маркетологов – считать, что незаменимых людей нет. Есть! Иногда один человек стоит всей компании, потеряете его и можете сами идти прыгать с моста. Только правильные руководители берут на работу сотрудников, которые умнее их, и дают им свободу принятия решений для того, чтобы они развивались сами и двигали вперед всю компанию – тех, кому можно доверять и над кем не нужно надзирать. Недальновидные же, набирают по красивым резюме, ставят людей в жесткие рамки, прессингуют задачами, не давая поднять головы и осмотреться, чтобы те «знали свое место» и даже чувствовали некую благодарность в те редкие минуты, когда их не матерят и не унижают. Именно здесь кроется самый главный недостаток маркетинга как системы – в выхолащивании человеческих ресурсов, угнетении личности ради стремления привести всех к общему низкочастотному знаменателю. Неужели все забыли, что именно люди являются главным неразменным ресурсом для любого дела? Нельзя гениев заставлять маршировать в общем строе, нельзя к талантливым и умным людям приставлять в начальники тупых управленцев, нельзя измерять ценность работника дурацкими коэффициентами, и еще много чего нельзя делать. И это понятно, когда у тебя есть мозг. Когда же у тебя в голове разноцветные графички, то тут, конечно…
Отдельного разговора заслуживают, конечно, еще и возрастные рамки, когда считается, что человек в 40-50-60 лет уже ни на что не способен. При этом решения принимают те, кому нет и тридцати. Лично с моей точки зрения, как раз все наоборот – я тысячу раз подумал бы перед тем, как взять на работу внешне успешного молодого сотрудника, рассматривающего ее как промежуточную ничего не значащую ступень карьеры, нежели опытного, уже вырастившего своих детей и готового с гораздо большим энтузиазмом заняться этим делом.
Чудо-специалисты
Просто удивительно, но также как простые обыватели верят самым невероятным слухам, так и «продвинутые» руководители крупных предприятий верят в чудо новых систем управления производством и персоналом. Скоро работники с дипломами «по специальности», видимо, вовсе будут не нужны. Потому что в профессиональных требованиях сегодня работодатель ищет людей, умеющих делать все, причем лучше всех и за минимальные деньги. И в этом ему помогают чудо-маркетологи, которые призваны, вроде бы, развивать компанию, повышать ее конверсию и доход, а на самом деле занимаются заменой квалифицированного персонала на дебилов-помощников, умеющих рисовать графики и отчеты, и отряд менеджеров, которые с помощью «холодных звонков» наносят непоправимый вред имиджу компании. Причем предпочтение отдается людям не самым умным, дабы была возможность ими понукать, грозя наказанием и увольнением. Лично мне искренне жаль этих менеджеров, которые вынуждены звонить и приставать к людям со своими проблемами – купите наш холодильник, возьмите у нас кредит, оцените наш мерзкий нудный голос по 10-бальной шкале. Всегда хочется ответить: «Идите все дружно «по известному адресу»! Я лучше поеду обнимать детенышей панд или переворачивать пингвинов, чем куплю ваш поганый холодильник!»
А еще дико раздражают продавцы-консультанты, которые согласно инструкциям маркетологов-кукловодов обязаны ходить за каждым покупателем и давать ему свои советы – это ведь не сами они придумали, это прописано у них в должностных обязанностях. И эти же гуру продаж придумывают сценарии ответов на вопросы, чтобы продавец не дай Бог не ляпнул чего лишнего. Жуть.
В идеале же, как считают HR-специалисты, работников вообще быть не должно, их места должны занять роботы. И это, безусловно, прогрессивно, если вы производите унитазы или торгуете товаром с большого склада, но никуда не годится, если вы должны делать нечто более человеческое. Как можно, например, с помощью коэффициента KPI (Key Performance Indicator, ки-пи-ай) определить эффективность работы писателя, поэта, художника, редактора, инженера? Если инженер чинит сложную машину, а писатель пишет роман дольше, чем предполагает менеджер, то это значит, что писатель и инженер плохие? Как с помощью линейки времени можно оценивать профессиональные качества? Разве одному мне кажется, что это полный бред?
Или взять современные пресс-службы. Многих из нас на журфаках учили писать новости по принципу пирамиды: с кем произошло событие, когда, где, почему и как. Шаг влево, шаг вправо – «расстрел» и незачет автоматом. И, похоже, во многих компаниях уже работают роботы-боты, которые быстро, под одну копирку, строчат все эти жуткие тексты, пропитанные канцеляризмами, по десять штук за день. Маркетологи счастливы – у них есть куча цифр для своих дурацких отчетов. Но дело в том, нужен ли кому-то еще этот нескончаемый поток калообразной информации?
Офисный цирк
Чем больше я живу, тем больше замечаю, что есть огромное сходство маркетинга с антибиотиками. Изначально оба предназначены, чтобы навести порядок в своих системах: маркетинг – на рынке, антибиотик – в организме. И тот и другой, безусловно, полезны. Но в малых дозах. Ведь всем известно, что если по малейшему поводу пить антибиотики, как советуют современные врачи, то это в итоге убьет иммунитет и сделает человека уязвимым ко всем болезням. То же самое и с жестким маркетингом. Если его распространить на все сферы деятельности предприятия, то он убьет все живое, превратив людей в роботов, а само дело в бездушное конвейерное добывание «бабла». Мы бы, может, и не говорили об этом, если бы не были в самом эпицентре событий.
Посмотрите, что сегодня происходит в офисах крупных компаний. Их заселяет офисный планктон. Там царит суета и агония тупой и никому не нужной работы. Бесконечные согласования, отчеты, цифры, дедлайны – все эти люди напряженно работают только затем, чтобы вовремя отчитаться перед вышестоящим звеном, а те в свою очередь перед своим и так далее наверх до бесконечности. В итоге никому нет дела до того, чем, собственно, живет предприятие, чем оно дышит. Главное – снять с себя ответственность и переложить вину на других. Одних выгнать, других таких же взять. Мясо, сопли, смрад. Как результат – работа стоит, кадры утекают, а огромные непроизводственные расходы на содержание всей этой оравы растут. Даже если со стороны вам кажется, что в компании, назовем ее «Х», все хорошо, поверьте – это не так. Возможно, есть отдельные уникальные случаи, где это приведено в разумное соответствие и напоминает хотя бы цирк, но в подавляющем большинстве – это клоака.
И слава Богу, что сейчас процесс пошел в обратную сторону. Множество мелких процессов вместо скучной рутинной работы, уход от крупных корпораций в сторону стартапов и небольших бизнесов, разные роли в пределах одной компании – вот современные тренды, в которых предстоит расти и развиваться новому поколению. На трудовой бирже будущего личные качества, которым раньше отводилась последняя графа в резюме, скоро выйдут на первый план. Уже в ближайшем будущем пресловутая карьерная лестница будет представлять собой не череду должностей, а список решенных проблем и реализованных проектов. Никакая государственная пропаганда, понятие «престижа» или уровень зарплаты не будут мерилом правильного выбора.
Человек на первом месте
Опора на личные качества человека – вот он, большой шаг в профессиональной эволюции! В жопу маркетинг! Мечтать нужно не о должности и зарплате, а об интересной работе, приносящей моральное удовлетворение. Если люди, с которыми предстоит работать, тебе изначально противны и ты кожей чувствуешь, что не способен с ними сотрудничать, то никакой доход не компенсирует моральный ущерб от этой работы. Более того, это состояние может вызвать даже серьезные болезни, поскольку плохие эмоции, как мы неоднократно писали в наших других статьях, являются одними из главных причин нездоровья. Бросайте такую работу не задумываясь и ищите новую, там где приятно общаться с людьми, где есть командный дух, где любят рассказывать и слушать ваши истории. Чувствуете, как незаметно мы подошли к той мысли, что чем больше предприятие, тем оно более ущербно по сравнению с мелкими фирмами, устроенными по так называемому семейному принципу, с нормальными человеческими отношениями между сотрудниками.
Знаете, многие учителя маркетинга советуют побыстрее «вырастать из коротких штанишек» и превращать свой малый уникальный бизнес в широкомасштабные проекты, забывая от том, что стремление к бесконечному расширению и росту компаний никогда на деле не приносит желаемого результата, и в итоге приводит лишь к утере контроля и качества. Даже если у вас и были идеальные намерения, то нанятые вами менеджеры все равно, спустя некоторое время, заменят их на личную денежную выгоду, лживо посулив вам процветание и увеличение дивидендов. И вам, возможно, это уже будет безразлично, поскольку вы решите уехать из этой страны и жить в свое удовольствие, а вот людям, попавшим в эту мясорубку поглащений и перераспределений будет не до жиру. Как вы думаете, будут ли оставшиеся в пекле сотрудники проникнуты корпоративной философией и преданы своему делу как раньше? Да, никогда! Забота об имидже растает как дым, любая возможность наживы за счет компании будет рассматриваться как «так и надо», и постепенно бизнес начнет загнивать изнутри и снаружи.
Это же аксиома – люди работают хорошо только тогда, когда чувствуют доверие и уважение. Ни то, ни другое маркетинг не дает. Напротив, он унижает и подчиняет. Вот и выходит, что для бизнеса маркетинг – это необходимая школа, а для личности – абсолютное зло и ад адский. Хотите быть апологетом маркетинга, тогда совершенствуйте он-лайн сервисы, развивайте робототехнику и оставьте в покое живых людей. Пусть они займутся чем-нибудь другим, менее бессмысленным.
Делитесь материалом в социальных сетях: